САЙТ ПРОДАЕТСЯ. ПОДРОБНОСТИ ПО E-MAIL: WEBMAST@INBOX.RU

Единство «божественного» и «азартного» - История игрушек - все об игрушках

Единство «божественного» и «азартного»

21 марта 2012 - Администратор

Нет ни одной древней культуры, где бы ни присутствовали элементы азартных игр, но важно то, что они связаны с понятием «божественного». Чаще всего такие игры символизировали цикл существования. На египетских гробницах, например, изображают достопочтенного, но уже покойного, горожанина, играющего кости.

Согласно египетским верованием, умерший воссоздавал жизнь через игру и сам возрождался. Мотив разрушения и возрождения мира на игорной доске присутствует в индусских, исландских и индейских мифах. Сама игровая доска или поле считались священными алтарями. Й.Хейзинга в своей знаменитой работе «Homo Ludens» пишет, что шаманы, священники и азартные игроки начинали свой день с очерчивания священного пространства своей деятельности. И у древних не было различия между подготовкой территории для молитвы или для игры на интерес. Так что формально нет никакой разницы между божественным храмом и казино.

В Древнем Тибете игорные диаграммы были начерчены на крышах храмов. Символическое изображение игры можно также найти на сиденьях монахов в средневековых английских церквях. Таким образом, «божественное» и «азартное» изначально шли бок о бок и отражали явления одного порядка.

Однажды начав играть, древние люди увидели, что невидимая и непостижимая сила контролировала исход игры. Они стали верить, что именно эта сила управляла природными явлениями, плодородием или движением небесных тел. Эти силы со временем были персонифицированы в сверхсуществ или божеств. И древние стали гадать «на судьбу», то есть играть в азартную игру, где ставками были благополучие и сама жизнь. Иными словами, через игру люди пытались воздействовать на силы, управляющие мирозданием.

Во всех частях древней цивилизации сохранились свидетельства о том, что боги часто прибегали к азартным играм, чтобы принять какое-либо решение. У греков мы находим миф о Зевсе и Афродите, которые подбрасывают частенько кости для определения судьбы героя, а «Илиада» Гомера описывает олимпийских богов, играющих в лотерею, чтобы определить победителя сражения.

Анализ игорной мифологии показывает, что азартные игры были важным средством верующего для вступления в контакт с богами. Антропологи выделяют различные функции азартной игры у жителей Старого Света, которые по сочетанию выпавших костей определяли волю божеств и предсказывали будущее, у коренных индейцев США, с помощью азартных игр устанавливавших в гармонию с космосом.

Осуждение азартных игр с точки зрения морали зарождается в западной цивилизации во времена Великой Римской империи, граждане которой проигрывали свои дома, жен и детей. Но даже те времена одержимый игрок причислялся к числу избранных, к тем, кто был способен на предельный опыт жертвы. Ведь поставить на кон всё, даже собственную жизнь, мог только человек, доведенный до предела в своей схватке с судьбой.

В 17 веке одержимых игроков начинают воспринимать также как и душевнобольных, идиотов и лунатиков. Это были юродивые, через которых говорила божественная реальность.

Реабилитация азартного игрока в качестве нормального субъекта общества последует после великого открытия законов математической вероятности Паскалем.

Источники: http://www.pravilaigr.ru/histor_azart.php 



Рассказать друзьям:

Загрузка комментариев...