Есть под Нижним Новгородом село Крутец. Оно — недалеко от Полх-Майдана, где делают знаменитых матрешек. Крутецкие мастера тоже не лыком шиты — переняли мастерство у полх-майданцев и своего добавили. Если майданцы строго соблюдают традиции дедов да бабушек, то крутецкие вовсю фантазируют.
Крутецкие матрешки — все разные. Одна длинненькая, другая кругленькая. У одной — коса до пояса, у другой — модная стрижка-каре.
Платья — разных фасонов и расцветок, а цветы на них самые фантастические, словно в калейдоскопе.
Личики и вовсе одно на другое не похожи: пна глазки опустила, другая в сторону смотит, третья прищурилась, четвертая губки надула, пятая усмехается озорно...
Но и этого крутецким мало. Взяли и выточили из дерева... короля с королевой. На лица раскрасавцы, на головках короны. Фигурки не толстенькие, как у матрешек, а удлиненные, стройные. А одежда до чего богато расписана!
Есть среди крутецких тарарушек традиционные игрушки: грибы-копилки, расписные яйца, свистульки, посуда, пистолетики, что стреляют пробками.
Все это так же разнообразно и изобретательно расписано, как и матрешки. Есть и новинки по сравнению с майданскими изделиями: копилки в виде животных. Тут и свинка на крепких ножках, и заяц – ушки на макушке, и улыбчивый котяра. Тоже двух одинаковых не отыщешь – каждый со своей «изюминкой».
Изменили крутецкие мастерицы не только внешность традиционной матрешки, но и саму технику росписи. Они стали наряду с анилиновыми красками использовать масляные. Могут рядом с анилиновой розой нарисовать масляную ромашку.
Создана и особая техника — чисто масляная. Поверхность дерева покрывается слоем белил с добавленным в них цветным пигментом, и по этому масляному фону ложится масляная же роспись.
Эксперименты крутецких мастеров доказывают, что традиционное народное искусство не уходит в прошлое, а обновляется и хорошеет.