САЙТ ПРОДАЕТСЯ. ПОДРОБНОСТИ ПО E-MAIL: WEBMAST@INBOX.RU

БЕЛЫЙ КОТОК - СИНИЙ БОЧОК - История игрушек - все об игрушках

БЕЛЫЙ КОТОК - СИНИЙ БОЧОК

28 июля 2011 - Администратор

Где вы такое видали? А белого тигра с си-ними полосками? А мужичка с синей бородой? А девочку с голубыми волосами? Нет сказки тут не при чем. И девочка — не Мальвина, и мужичок — не Синяя Борода. Все это — фарфоровые игрушки из знаменитой на весь мир Гжели. Так называется село Раменского района Московской области, откуда начался этот промысел.

Само название «гжель» выводят из глагола «жечь» — обжигать глину. Идет оно из глубокой старины, встречается в летописях. Сам князь Иван Калита отписал Гжель в 1328 году, перед походом в Золотую Орду, своему старшему сыну Семену. Эти богатые глинами земли значатся в великокняжеских и царских духовных грамотах.

О них упоминается в завещании Ивана Грозного. В семнадцатом веке выходит указ царя Алексея Михайловича о добыче там глины «для аптекарских и алхимических сосудов». А ученый-энциклопедист Михайло Ломоносов пишет: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешивания где на свете, кою химики девственную называют, разве между глинами, для фарфора употребляемыми, какова у нас гжельская...».

Три десятка гжельских деревень веками кормились изготовлением глиняной игрушки, посуды, свистулек. А в 1724 году гжельские мастера поступили на первый в России московский завод керамики, научились там делать майолику — изделия из красной глины с разноцветной росписью по сырой эмали.

Вскоре они наладили свое производство и стали изготовлять необыкновенную посуду — от кружек до целых сервизов. Особенно знамениты были гжельские кумганы — плоские I сосуды круглой формы с отверстием посредине, как у бублика. Эта посуда была не только раэрисована, но и украшалась скульптурными фигурками животных, людей, сказочных персонажей.

В начале девятнадцатого века мастера, смешав глину с известью, получили новый материал, прозванный полуфаянсом, который покрывали глазурью и расписывали. Росписи стали бело-синими, как у голландских мастеров. А к концу века гжельский фаянс уступил дорогу высококачественному фабричному фарфору Кузнецовых, скупивших половину гончарных производств страны.

И только в середине сороковых годов нашего века искусствовед А.Б.Салтыков и художница Н.И.Бессарабова принялись за возрождение гжели. Сегодня это производство объединяет шесть заводов и множество поселков и деревень. Особой славой пользуется сине-белая гжель.

Белые фигурки с сочной синей росписью первыми стали выпускать мастера из поселка Турыгино. Основал там завод фарфоровых игрушек крестьянин Иван Денисов. Сначала на заводе делали кукол-голышков всех размеров, которых называли «утопленнички». Были н кони, кошки, собачки, куколки с ребенком и «детская личность» — так называли кукольную головку, изображающую ребенка... А сине-белые фигурки появились уже после войны.

Один из самых замечательных мастеров гжели из поселка Турыгино — правнук основателя завода Геннадий Васильевич Денисов. В его фарфоровых фигурках — поэзия и сказка, удивление и радость, тишина природы и детская улыбка, жизнь и мечта.

Вот Илья Муромец сидит на печи, силушки набирается. Вот двое ребятишек на мосточке загляделись в тихую воду, а вот паренек следит за полетом жаворонков в синем небе. На бережку стоит морячка, светит фонариком, а он горит синим гжельским цветком-огоньком. Смотришь и удивляешься — откуда такое тепло в холодном сине-белом фарфоре?

Сейчас в Гжели возрождается мастерство многоцветной майолики, с которой начиналась история этого «теплого» фарфора. Особенно заметен художник Николай Туркин. Он к0 выписывает на затейливых кружках, блюдах и масленках деревья, дома и цветы, амечает бусинки ожерелья на шее сидящей крышке кумгана русалки... Может, и «сельская майолика со временем обретет мировую славу. 



Рассказать друзьям:

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Загрузка комментариев...