САЙТ ПРОДАЕТСЯ. ПОДРОБНОСТИ ПО E-MAIL: WEBMAST@INBOX.RU

От челна до бригантины - История игрушек - все об игрушках

От челна до бригантины

16 июля 2011 - Администратор

Мореплавание, в отличие от авиации, — одно из самых древних занятий человека. Океаны, моря, реки и озера составляют большую часть поверхности нашей планеты. Если бы человек не умел преодолевать эти преграды, он не смог бы передвигаться по Земле. Страшно даже представить: каждый сидел бы на своем клочке суши, ни с кем не общаясь, ничего не зная, не развивая свой ум, изобретательность и мастерство. Именно так, впрочем, поступали некоторые племена, которые так и остались «дикими» до сих пор.

Первыми средствами для преодоления водных преград были скорее всего плоты. Известно, что они существовали уже в каменном веке. Всего же история судоходства и судостроения насчитывает около 8 тысячи лет. Именно этот возраст приписывают челну, найденному в шотландском заливе Февоф-Форт.

Кстати, деревянные челны из дерева археологи находили среди игрушек разных народов. Такие лодочки найдены и в раскопках древнего Новгорода, а также на реке Ояти.

Историю древнего флота обычно прослеживают, начиная с кораблей Древнего Египта.

По реке Нил и морям, омывающим Египет, с незапамятных времен ходили разные плавучие средства, в том числе торговые корабли со Стройным корпусом, приводимые в движение веслами, а при попутном ветре — с помощью .узкого прямоугольного паруса. Египетские военные корабли отличались от торговых в основном тем что имели таран — устройство для пробивания бортов вражеских суден.
Большими мастерами в деле строения кораблей были финикийцы. Они многое переняли у жителей, острова Крит, которые первыми применили киль и шпангоуты, что увеличило прочность корпуса судна. Благодаря этим усовершенствованиям, остров Крит стал первой морской державой на Средиземном море.

Чуть позже стали совершенствоваться в судостроении этруски, греки, карфагеняне и римляне. Стремление повысить скорость, маневренность, силу удара тарана о вражеский корабль привело к появлению судов с двумя, тремя, четырьмя и даже пятью ярусами весел. Такие суда назывались биремы, триремы, квантиремы и пентеры. Благодаря таким суднам Древний Рим в течение столетий не имел соперников на море.

Изобретение паруса намного улучшило маневренность кораблей и позволило покрывать большие расстояния. Правда, первый парус мог использоваться только при попутном ветре. Чтобы изобрести паруса, которые позволяли двигаться против ветра, понадобилось длительное время. В VIII-IX веках в Средиземноморье вошел в употребление латинский парус (latina vela).

В Византийском государстве, возникшем после распада Римской империи (IV век) был сильный флот, который состоял в основном из дромонов — судов с двумя ярусами весел, двумя мачтами, вооруженных катапультой для метания снарядов).

В северной Европе в VII-VIIIвеках господствовали воинственные викинги. Свои большие ладьи они называли дракарами, или драконами.
Хорошими мореходами были и руссы. Известно, что наши предки, восточные славяне, совершали плавания по Черному и Средиземному морям еще в VI-VIII веках. Основным кораблем руссов была боевая ладья.

В тринадцатом веке в Европе появились первые полностью парусные корабли — нефы. Суда этого типа назывались также бузы, килсы и хулки. В них уже применяли навесной руль и компас для определения курса корабля.

В тринадцатом веке крупные торговые флоты появились в итальянских городах: Венеции, Генуе, Пизе. Они сдавали их в аренду другим странам.

Союз северных немецких городов послужил толчком для создания одномачтовых и двухмачтовых палубных судов — коггов. Они оказали большое влияние на развитие судостроения.

В четырнадцатом веке с развитием торговли появились большие парусные суда. К началу пятнадцатого века начали строить суда с тремя и даже четырьмя мачтами с прямым парусным вооружением.

С такими кораблями мир вступил в эпоху географических открытий. Особенно знаменита каравелла — морское парусное судно с двумя-тремя мачтами, одной палубой и высоким бортом. На каравелле Христофор Колумб совершил путешествие через Атлантический океан (открыв Америку), а Васко да Гама — из Европы в Индию.

С этого времени корабли непрерывно совершенствовались. Появились огромный линкор (военный линейный корабль), легкий корвет, бригантина, стремительный клипер...

Развитие парусного флота продолжалось вплоть до девятнадцатого века, когда в США было построено первое паровое судно «Клермонт».
Сегодня парусники продолжают существование как суда для прогулок и спорта. Да еще оживают в книгах писателей-романтиков. Красивые, стройные, «легкокрылые» корабли вдохновили многих замечательных писателей. Парусник был одним из героев повести русского писателя Александра Грина «Алые паруса», где из игрушечного кораблика, сделанного старым моряком, он превращается в настоящий Корабль Счастья для его дочери Ассоль. О парусниках — настоящих и игрушечных, но все равно овеянных тайной дальних дорог, пишет детский писатель, фантаст, основатель уральского клуба «Каравелла» В.П. Крапивин. О них — сказка С.П.Прокофьевой «Остров капитанов».
Не дают забыть о парусниках и производители игрушек. Сегодня на полках больших игрушечных магазинов — огромный выбор всевозможных моделей парусных кораблей, среди которых можно встретить те, о которых мы рассказали, а также знаменитые корабли всех времен и народов.

Можно купить роскошную модель из натурального дерева, с «настоящими» парусами и множеством деталей. Можно — пластмассовую, но тоже максимально похожую на свой оригинал. Такие модели в большом количестве выпускает московский завод «Огонек». Тут же продаются специальный клей, всевозможные лаки и краски для дерева, пластмассы, металла. Все это поможет вам сделать корабль таким, каким он изображен на прилагаемом к набору образце. Впрочем, можно пофантазировать и создать свой неповторимый красавец-корабль.



Рассказать друзьям:

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Загрузка комментариев...